КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему:
«ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Направление: познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: познание.
Цели:
Образовательные: сформировать обобщенное представление детей о зиме как времени года, особенностях живой и неживой природы, особенностях деятельности детей зимой. Расширять представления о том, как зимуют звери и птицы.
Развивающие: развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалогическую форму речи.
Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь животным и птицам зимой, позитивное отношение к зиме.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Оборудование:
Картинки с изображениями зимующих птиц, диких животных, зимних развлечений, изображение дерева.
Содержание организованной деятельности детей
1.Организационный момент.
Стук в дверь, входит Незнайка с корзинкой в руке.
Незнайка. – Здравствуйте! Ребята, вы узнали меня? (Да). Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Будем грибы, ягоды собирать.
Воспитатель. – Ребята, хотите пойти в лес с Незнайкой? (Да). А сможем ли мы сейчас найти грибы и ягоды? (Нет). А почему? (Потому что сейчас зима).
Наверное, Незнайка ничего не знает о зиме.
- Ребята, давайте отправимся вместе с Незнайкой в зимний лес и расскажем ему о зиме. Но на чём же мы поедем?
Незнайка. – А у меня есть волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в лес неси!
2.Беседа о зиме.
Воспитатель. – Ну, вот мы и попали в лес. Посмотрите, как тут красиво!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Воспитатель
- Как вы узнали, что сейчас зима?
- Какие приметы зимы вы ещё знаете?
- А почему зимой холодно? (Солнце плохо греет, дает мало света и тепла, потому что день короткий, а ночь длинная.)
- Чем покрыта земля зимой? (Землю покрывает снег.)
- Чем покрыты реки и озёра? (льдом).
- Какой ветер бывает зимой? (холодный)
- Правильно, зимой часто бывают метели. Все покрыто снегом, очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, деревья стоят голые.
Незнайка. – А почему деревья без листьев, они что погибли?
Воспитатель. – Давайте объясним Незнайке, так ли это? (Деревья зимой спят).
-А когда на деревьях появятся листья? (Когда наступит весна)
Незнайка. – Как тихо зимой в лесу. Все птицы улетели на юг.
Воспитатель. - Ребята, разве все птицы улетели? (нет) - Каких зимующих птиц вы знаете?
(Воспитатель сажает зимующих птиц на дерево.)
Незнайка. – Наверное, птицы голодают?
Воспитатель. – Ребята, чем же питаются птицы в лесу? (ягодами, семенами растений, шишек). – Как люди помогают птицам перенести сильные морозы? (Подкармливают птиц, вешают кормушки.)
- Правильно. Мало корма находят птицы зимой, поэтому они летят ближе к людям. А люди их подкармливают.
Незнайка. - Про птиц я все понял. А давайте поиграем!
Физкультминутка:
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
3.Беседа о диких животных.
Незнайка. – А звери все, наверное, убегают в Африку?
Воспитатель. – Ребята, давайте расскажем Незнайке, как животные приспосабливаются к зиме.
- Каких животных можно увидеть в зимнем лесу?
Воспитатель. – Ребята, расскажите Незнайке про белку.
- Где живет белка? (В дупле)
- Ей совсем не холодно, почему? (Она в теплой шубке.)
- Белка не голодная. Чем она питается? (Орешками, грибами.)
- Как она спасается от опасности? (Быстро перепрыгивает с дерева на дерево, с ветки на ветку.)
Воспитатель.
- Ребята, расскажите Незнайке про зайца.
- Как заяц зимует? (к зиме у него вырастает теплая белая шерсть)
- Чем заяц питается? (Корой деревьев, ветками.)
– Есть ли у зайца враги? Как он от них спасается? (Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)
Незнайка. В зимнем лесу и на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу их не достать. Кто бы это мог быть? (Лось)
Воспитатель - А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.) - Какой у лося враг? (Волк.) - Как он спасается от него? (Либо убегает, либо защищается передними копытами.)
Незнайка. – Ребята, расскажите про волка.
Воспитатель. - Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Волк является «санитаром леса».)
Воспитатель. – Лес зимой красивый, сугробы высокие.
- Почему из сугроба иногда идет пар? Кто бы это мог быть? (Медведь. Он впадает в спячку.)
- Как медведь зимует? (спит в берлоге всю зиму) - Ему холодно?
Незнайка. – А мне нравится лиса. Расскажите мне еще про нее.
Воспитатель. – Где живет лиса? (В норе.) – На кого она охотится? (Лиса охотится за зайцами и мышами, еще она крадет кур.)
Воспитатель: Незнайка, ты понял теперь как зимуют дикие животные?
Незнайка. – Про животных я все понял: они приспособились зимовать в лесу.
Воспитатель. – Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Незнайка. – Вот моя волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в детский сад неси!
4.Беседа о зимних развлечениях.
Воспитатель. – Ребята, а вы любите зиму?
Воспитатель. – А во что мы любим играть зимой?
Дидактическая игра «Зимние игры».
Давайте поиграем:
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И снегурку лепим мы,
Гостью-Зиму любим мы!
Незнайка.- Как хорошо зимой! Мне так понравилась наша зимняя прогулка.
5.Итог:
– Где мы с вами были?
–Что нового мы узнали?
– Незнайка, теперь ты понял, что такое зима.
Незнайка: Спасибо, ребята! Я всё понял: грибы и ягоды зимой в лесу не найти. Лучше я возьму лыжи и пойду кататься. До свидания.