Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?
А ведь музыка в большей степени, чем какой - либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух!
Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвёртой наделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками - создание материальной основы интеллекта - происходит у зародыша человека задолго до рождения.
Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации.
К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг ещё не родившегося ребёнка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, её голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребёнок ещё до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на всё последующее развитие.
Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорождённым были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой - иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.
Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими ещё не родившимися младенцами.
Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три — четыре месяца, в семь — ходить, а в возрасте около года - выговаривать некоторые сложные слова.
Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжённость мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка.
На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть — водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.
Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.
Прежде чем включить диск с музыкой, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:
- прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нравятся вам и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему;
- по возможности, прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведениям было осознанным;
- постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несёт та или иная музыка и «о чём хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть просто слушают музыку.
Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать:
- преобладание выразительности над изобразительностью;
- доминирование мелодической линии (голос, солирующий инструмент);
- чётко-выраженное настроение;
- истинную эстетическую ценность композиции.
Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнить детям любимую лирическую песню.