Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

Родителям

Расту счастливым

Rastu_schastlivim.jpg

Фонематический слух.

Не секрет, что с каждым годом растёт число детей с речевыми нарушениями. При этом, недоразвитие речи может проявляться как в полном отсутствии речи у ребенка, так и в недостатке произношения отдельных звуков.

Как правило, эта проблема особенно остро встаёт перед родителями по достижению ребенком в 5-6 лет, когда решается вопрос о школьной подготовке. К сожалению мамы и папы не осознают, что заботиться о речи ребенка нужно начинать уже в раннем детстве и перед этим лучше всего проконсультироваться у логопеда.

Возраст 2-4 года является особенно значимым в речевом развитии ребенка, так как именно в этот период происходит формирование всех языковых категорий, закладывается фундамент связной речи детей. Важную роль необходимо уделить развитию слухового внимания (фонематического слуха), так как, прежде чем повторить слово, ребенок должен его понять и правильно услышать. Особенно часто проблема с недостаточностью внимания к звукам речи встречается у гиперактивных и очень подвижных детей. При этом физиологический слух ребёнка обычно соответствует норме, но восприятие слова искажённое.

Существует один из самых простых способов проверить слуховое внимание ребенка: для этого нужно подобрать несколько картинок с предметами, которые звучат похоже (например: коза-коса, мышка-мишка, ножки-ложки, мошка-кошка), после этого попросить ребенка показать на какой из картинок «коза», а на какой «коса». Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.

Также следует выполнять специальные упражнения на развитие произвольного слухового внимания, которые будут положительно влиять на развитие речевых способностей. Ниже представлены некоторые из них:

1. Обращайте внимание на “домашние звуки”. Спрашивайте: “Что там шумит?” (миксер, холодильник, стиральная машина…).

2. Привлекайте внимание ребенка: “Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет и т.п.

3. Покажите дочке или сыну различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

4. Покажите 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малышка не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

5. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Дочка отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много. Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой.

6. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

7. Учите различать ребенка одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру. Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.

 

 

                                               

 

blind

Радио Online

Если тебе сложно - просто позвони!

Esli_tebe_slogno.jpg

Не дай себя в обиду!

Ne_daj_sebya_v_obidu.jpg

Часы

Войти на сайт