Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

Родителям

Расту счастливым

Rastu_schastlivim.jpg

 

Как научить ребёнка читать

 

         Как часто ребенок знает буквы уже в 4 года, а читать никак не может научиться. Просто знание букв не влечет за      собой чтения. Если попробовать учить по азбуке, то маленького ребенка довольно трудно уговорить заниматься регулярно по одной книге. Первое время, ему может будет интересно, но через неделю большинство детей отказываются от этих занятий. Так что же делать? Маленькие дети очень любят играть. Вы только предложите поиграть и редкий ребенок устоит. Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим), это знак обозначения звука. Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:

- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов;

- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.

В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласных звуков существует только 6. Это - А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв - 10: перечисленные выше А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. Эти особенные буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после другой гласной буквы. Так, буква Я = ЙА (в слове ЯМА или МОЯ, например), буква Ю=ЙУ (в словах ЮЛА или ЮБКА), буква Е = ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё = ЙО (ЁЛКА, ЁЖИК). А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК, например), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО),а Ё=О (МЁД или ЛЁД). Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или мягким. Твердость предыдущему согласному звуку придают буквы А, О, У, Ы, Э. Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Например, в слове ЛУК звук Л - твердый, а в слове ЛЮК звук Л - мягкий.

      У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например).

     Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики?

      Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите ( БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"... Из этого сразу вытекает правило - называем звук, который эта буква дает.

       Но удержаться на звуке «ппп» или подобном очень трудно и вот ребенок уже сам говорит пэээ. Поэтому лучше не затягивать знакомство ребенка со слогом – это очень просто: проводим пальчиком от согласной буквы к гласной (М------------А)получается МА. Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: «Я вввожу овввощи. А ты что вввозишь? Ты умеешь поввворачивать налеввво? А направвво? Давввай устроим соревввнование - кто лучше заввводится. ВВВВВВ…»

       На этом же этапе вводится обозначение звуков, для этого используются фишки. Красные – гласные, большие синие - твердые согласные, маленькие зеленые - мягкие согласные. Мы пишем разные слова фишками. Медленно проговаривается слово, одновременно откладываются фишки , как только ребенок положит вторую фишку, попросите громко назвать звук, которому она соответствует . Если малыш вместо зеленой пуговицы берет синюю, не останавливайте его, попробуйте прочитать так, как он изобразил. Смех помогает лучше понять разницу между твердым и мягким звуком. Для закрепления навыков фонематического анализа приходят на помощь следующие приёмы:

- Медленно проговорите слово хлеб. Спросите ребенка, какое слово вы назвали. Другое слово, например каша. В день 3 - 5 слов. Через неделю большинство детей начинают легко справляться с таким заданием.

- Игра "угадай игрушку": возьмите небольшую игрушку так, чтобы ребенок не видел и медленно проговорите ее название. Пусть ребенок отгадает.

- Проговорите название игрушки как бы разорвав слово на кирпичики: ма ши на.

- Игра "магазин": товар - картинки с едой, покупатели - разные игрушки. В магазине можно купить только, если назовешь первый звук. Не забывайте о мягкости, например в слове мясо первый звук мягкий. Если ребенок за какого-то зверя назовет вместо мягкого звука твердый, не спешите, проговорите это слово - масо. Любой ребенок так поймет разницу гораздо быстрее.

- Лото: на картоне наклейте по 6-8 картинок. Подберите картинки так, чтобы они начинались на разные звуки. В мешочек положите пластмассовые буквы. Доставайте по очереди букву и если есть слово на эту букву, закройте его. Можно изменить правило, буква может находиться в любом месте слова. В дальнейшем можно усложнить: сделайте карточки с первыми двумя, тремя буквами. Переверните их. Берите по очереди, если подходит вам, закрываете соответствующую картинку, если нет - кладете на место. Еще один вариант игры: закрываете те слова, в которых встречается звук, который дает эта буква в любом месте слова.

- Всем известная игра "Цепочки слов". Называете слово, следующий называет слово, начинающееся на последний звук первого слова и т.д. Можно называть слова, начинающиеся на определенный звук. Если это будет легко ребенку, можно ограничить слова еще одним признаком, например надо называть слова, начинающиеся со звука ССС и это должна быть еда, или предметы красного цвета.

- Игры с акцентированием звуков. "Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также - жжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: "Давай дружжжить! Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя морожжженым и пирожжжными."

Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной "Азбуке" или "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.

- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.

- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.

- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).

- Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.

- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.

Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.

Можно придумать огромное количество игр со словами:

- "Теремок". Нарисуйте на листе бумаги домик - теремок. На карточках напишите: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь. Разыграйте сказку, используя карточки со словами. Просите ребенка находить героев. Медленно проговорите слово, напомните, с какой буквы начинается, как она выглядит.

- "Клумба". Лист зеленого картона - клумба. Из разноцветного картона вырезаете кружки и на обратной стороне пишите названия разных цветов. Я еще добавила такие слова: каша, хлеб, вода, сушка. Некоторые названия можно написать по несколько раз. Я нахожу РОЗА, переворачиваю и кладу на клумбу, затем ребенок. Необходимо проявить терпение - чтение очень сложный процесс для большинства детей.

Вот еще подобные игры: наряди елку, море, птицы в небе...

- "Стройка". Напишите на карточках слова: кирпич, рама, окно, крыша, двери, трубы, обои, краска и др. Положите их - это будет склад. Ребенок может взять игрушечную машинку и возить со склада на стройку разные материалы.

- "Столовая для животных". На карточках напишите разные продукты: зерно, сыр, мёд, косточка, молоко, муха, котлета... это зависит от того, какие игрушки есть у вас. Разложите еду, возьмите игрушку и проходите в столовую. Если взяли мишку, то он будет выбирать мёд, несколько раз проговорите за мишку слово мёд, найдите его. Теперь пусть ребенок возьмет себе игрушку и попробует найти подходящую еду.

- "Готовим салат". Пишем слова: банан, яблоко, груша, киви, персик, абрикос, вишня, апельсин, ананас, картофель, морковь, помидор, огурец, лук, чеснок. В тарелку кладем только фрукты, ведь мы делаем очень вкусный фруктовый салат. Если ваш ребенок не любит такой салат, то я не советую играть в эту игру. Вы можете готовить что-нибудь другое - суп, борщ, винегрет, торт...

- "Варим Щи". Эта игра смешная. Напишите на карточках слова: щи, клещи, ящик, щипцы, щит, свекла, капуста, вода, соль, мясо. Возьмите кастрюлю, карандаш - это будет нож. Покажите слово ЩИ и попросите найти все слова, в которых есть щи, пусть ребенок вычеркнет эти буквы и положит карточку в кастрюлю. Из чего же получатся наши ЩИ ? А что не войдет?

- "Рыболов". Нужны магнитные буквы. Из веточки сделайте удочки: привяжите к концу веревку, на нее привяжите пару скрепок или гвоздик, можно небольшой магнит. Буквы разложите на полу. Ребенок, сидя на диване может доставать буквы. Можно написать слова и тогда надо ловить только буквы этого слова, но дети редко соглашаются играть в такой вариант. Пусть ловит, как хочет, но выкладывайте буквы в ряд и пробуйте прочитать название выловленной рыбы (тдругабай, маладоба...) что поймали, то и читайте.

- "Гаражи". Эта игра на слияние букв. Нужны любые пластмассовые или картонные буквы и машинки. Сделайте из кубиков или нарисуйте гаражи. Надо привозить буквы. Пока везете, называете букву, вернее звук, который эта буква изображает. Вот все гаражи заполнены. Другие буквы едут в гости. Надо приготовиться к встрече, для этого сообщить нужной букве. Если едет буква О к букве П - говорим ПО. Можете на основе этой игры придумать свои варианты.

- "Волшебный мешочек" с буквами. Положите в мешочек пластмассовые буквы и доставайте их по очереди. Надо назвать букву, не вынимая ее. Старайтесь доставать так, чтобы получались короткие слова.

- Пишем слова. Дайте буквы и карточки со словами (азбуку, где есть картинки и слова к ним, любую книжку). Надо написать слово буквами, глядя на написанное слово.

- Писать, используя трафарет с буквами. Печатать на компьютерной клавиатуре.

- "Окошечки". Можно сделать из картона, линолеума, возможно, вы придумаете из другого материала, который есть у вас. Прямоугольник размером примерно 15-20 см на 20-30 см. Сделайте прорези так, чтобы можно было вставить полоски. На полосках напишите буквы, вставьте их. Надо, чтобы видно было только одну букву. Вначале сделайте две полоски, потом можно - 3 или даже 4. На первой - согласные, пишите основные, не надо пока шипящих. (М, Н, П, Р, С, Т, Д, В, К) На второй полоске гласные, я пишу в таком порядке: А Я О Ё У Ю Ы И Э У . Порядок можно изменить, но обязательно соответствующие гласные должны идти друг за другом: А-Я. Просите ребенка выбрать согласную и ,протягивая полоску с гласными, пропойте: МА МЯ МО МЁ МУ МЮ МЫ МИ МЭ МЕ. Затем просите ребенка пропеть. Подсказывайте ему: твердо, мягко, твердо, мягко.

      Научившись читать, ребенок успешнее овладеет навыками письма, ему легче будет ориентироваться на уроках в школе, увереннее почувствует себя среди сверстников.

                                               

 

blind

Радио Online

Если тебе сложно - просто позвони!

Esli_tebe_slogno.jpg

Не дай себя в обиду!

Ne_daj_sebya_v_obidu.jpg

Часы

Войти на сайт