I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Новый год», «Зима. Зимующие птицы», «Север»
1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение «Угадай предмет по его признакам».
Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег).
Трескучий, сильный, слабый, январский … (мороз).
Большая, серая, проворная, голодная … (ворона).
Северный, белый, красивый, рогатый … (олень).
Красивый, забавный, смешной, большой, снежный … (снеговик).
Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый … (воробей).
2. Учить подбирать существительные к заданным глаголам: дидактическое упражнение «Отгадай предмет по его действиям».
Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится … (снежинка).
Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает … (лед).
Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает … (синичка).
Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает … (медведь).
Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) … (дети).
Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) … (ворона).
II. Совершенствовать навыки словообразования детей.
1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково».
Снегирь - снегирек, воробей - воробышек, сова - совушка, снег - снежок, зима - зимушка, ветер - ветерок.
2. Учить детей образовывать относительные прилагательные: дидактическое упражнение «Скажи, какие?».
Птица - птичья, ветер - ветреный, зима - зимний, снег - снежный, мороз - морозный, мех - меховая, шерсть - шерстяные.
III. Совершенствовать грамматический строй речи.
1. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один - много».
Одна птица - много птиц, один воробей - много воробьев, одна синица - много синиц; одна снежинка - много снежинок; один снеговик - много снеговиков; одна метель - много метелей.
2. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений: дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чье?».
Подобрать как можно больше слов к слову.
Моя - синица, ворона, галка, сова, сорока.
Мой - снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.
Мои - птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.
3. Закреплять употребление предлогов в, на, из, с: дидактическое упражнение «Составь предложение». Составлять любые предложения, используя изучаемую лексику и предлоги.
Дети во дворе слепили снеговика.
Воробьи прилетели на кормушку.
Саша упал в сугроб.
4. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем». Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.
1 синица, 2 синицы, .., … 5 синиц, .., 10 синиц.
1снегирь, 2 снегиря, …
5 снегирей, .., 10 снегирей.
IV. Совершенствовать связную речь.
1. Составлять описательные рассказы (по любой теме).
2. Учить составлять сравнительные рассказы: «Сравним снегиря и синицу», «Сравним осень и зиму», «Сравним белого медведя и бурого».
3. Заучивать стихи по темам.
4. Составлять сложные предложения, используя сочинительную связь: дидактическое упражнение «Закончи предложение».
На улице потеплело, и … (мы пошли гулять).
Наступила ночь и на небе … (появилась луна).
V. Совершенствовать навыки звукового анализа.
1. Выделять первый твердый согласный звук в любых словах.
2. Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.
3. Придумывать слова на заданный звук.
VI. Совершенствовать слоговую структуру речи: проговаривать слова сложной слоговой структуры, предложения и скороговорки с этими словами.
VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки, пальчиковая гимнастика.